Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Питание

Уже понятно, что важнейшим продуктом, который употребляют в пищу данные насекомые, является мёд. Но качество этого вещества зависит от многих факторов. К примеру, от того, как эти маленькие создания пережили зимние невзгоды. Кроме того, на вкусовые свойства мёда сильно влияет вид растений из которого добывается нектар.

Лучше всего, чтобы данные представители флоры не содержали в себе избыток глюкозы, сахарозы и углеводов, ведь подобные элементы способствуют ускоренной кристаллизации данного продукта. А в таком виде мёд не может полноценно употребляться пчёлами.

И даже собрав значительное количество данной субстанции, они вполне способны умереть от голода. К нежелательным растениям, к примеру, относятся горчица, вереск, хлопок и некоторые другие.

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

В случаях, когда питание её недостаточно качественное, пчела весьма страдает. И все члены гнезда становятся восприимчивы к болезням и плохо себя чувствуют. К хорошим медоносам относятся: яблоня, вишня, груша, ива, липа и многие другие.

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Танец для пчел является методом коммуникации. Таким способом они сообщают друг другу определенную информацию. Существует несколько разновидностей танца пчел. Каждый имеет свои особенности и значение. Пчелы воспринимают пространство особым образом, что отражается и на системе сигналов.

Танец служит своеобразным компасом насекомых. В весенне-летний период разведчицы ищут источник нектара и пыльцы, а находя его, возвращаются в улей и передают информацию собирательницам. Танцем сигнализирующая особь показывает направление относительно солнца:

Обмен себя на другого

Обмен себя на другого Другой метод, порождающий бодхичитту, то есть стремление достичь высшего просветления ради блага всех живых существ, — это обмен себя на другого. Применяя этот метод, мы стараемся осознать, насколько мы зависим от других во всём, что имеем. Мы

В тоже время, искусственно созданное внешнее электрическое поле является существенным экологическим фактором, негативно влияющим на поведение насекомых, нарушающим их комфорт и препятствующим движению. Так, пчелиные семьи в ульях, расположенных под линиями электропередач (ЛЭП), слабеют и отличаются малой продуктивностью. А если улей поместить в установку с еще большее сильным электрическим полем, наблюдается резкое возбуждение пчел, температура внутри гнезда повышается и вся семья вылетает. Следовательно, природное электрическое поле идет на пользу живым существам, а искусственное – приносит им вред.

Танец для передачи информации о расстоянии

Если новый источник нектара или пыльцы находится далеко, «разведчик» вносит в танец искусные вариации. Пчела танцует в форме восьмерки с прерывистыми движениями посередине фигуры. Расстояние, на котором происходит смена, от круга до восьмерки, изменяется у разных видов пчел. Это не приводит к путанице, поскольку расстояние является константой для каждого улья.

Верхний ряд демонстрирует образец танца, которым пчела показывает другим пчелам в улье расстояние и направление нового источника пищи.

Каждое движение разведчика имеет значение для других пчел. Они могут сообщать расстояние до источника еды количеством кругов в определенный интервал времени, а также изгибанием брюшка. Чем больше расстояние, тем медленнее изгибается брюшко. Направление, где находится еда, указывается направлением и углом, под которым танцующая пчела пересекает круг. Если она проходит через круг вверху, другие пчелы понимают, что они найдут еду, если полетят к солнцу. Если пчела пересекает круг внизу, они должны лететь от солнца.

Если пчела пересекает круг под углом, другие пчелы знают, что они должны лететь направо или налево от солнца под тем же углом, с которым двигался танцор налево или направо от воображаемой вертикальной линии.

Это прекрасное исполнение пчел-танцоров – поистине поразительно в мире насекомых. Когда мы рассматриваем сложные элементы танца и подробную информацию, которую передают и понимают, благодаря танцу, все пчелы мира (фон Фриш потратил 20 лет на то, чтобы расшифровать их), мы имеем полное право усомниться в серьезности заявлений о том, что этот процесс мог эволюционировать.

Среди чудес Божьего творения пчела – изумительное доказательство против эволюции в пользу дизайна и цели Создателя. Точно скоординированный язык, использующийся для выживания пчел, имеет слишком много необходимых и независимых частей системы, дабы они хоть как-нибудь могли бы эволюционировать. Логика и здравый смысл подсказывают нам, что весь процесс целиком был характерен для пчел во все времена, начиная от самого их создания. Как и сами пчелы, он не мог эволюционировать.

Характеристика виляющего танца пчелы

Во время этого танца, насекомые начинают вилять своими брюшками, но это они делают, только бегая прямо, танец пчел похож на восьмерку. Взмахи брюшка говорят, где находится медонос, чем их больше, тем он ближе.

Особенности танцев пчел как способа передачи информацииВиляющий танец пчел

Когда нектар находится от улья на 6 км дальше, тогда пчела будет вилять 8 раз брюшком за 1 секунду. В случае 20 виляний за секунду, нектар расположен через один километр. Немаловажную роль играет то, в каком темпе они танцуют:

  • Когда насекомое за 15 секунд начинает рисовать до 10 кругов, значит, еда находится очень близко – приблизительно 100 метров от улья.
  • За 15 секунд рисует 7 кругов, пища расположена на расстоянии 200 метров.
  • Если 4, 5 круга – это 1 км, два круга – 6 км.

С помощью танца пчелы могут рассказать, в каком направлении находится нектар. Если поверхность горизонтальная, танец происходит у летка, при этом линия, которая соединяется восьмерка, направляется в ту сторону, где находится пища. Когда пчела танцует прямо, она будет бежать в нужную сторону. Работящий вид внимательно все изучают, может запомнить показанный угол у летка, затем начинает лететь за взятком. Так танцуют в ясную погоду при чистом небе и солнце. В улье все происходит иначе.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 – 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия “Grammy 2017”

Значение пчелиных танцев для пчеловодства и сельского хозяйства

Тот, кто едет за границу, владея соответствующим языком, получит от поездки больше удовольствия и пользы, чем его спутник, не знающий иностранного языка. Примерно так же обстоит дело и с пчеловодом в его отношениях с пчелами. Зная их «язык», он получает возможность заставить пчел лучше служить своим целям.

Летом, когда время главного взятка миновало, кое-какие растения продолжают еще цвести. Однако их нектарные роднички уже не так обильны, как несколько недель назад. Опытный пчеловод знает, что на многих лугах цветки осота, простирающие теперь к небу сотни тысяч своих высоких, окруженных зелеными чашелистиками цветочных головок, могли бы дать ему еще несколько килограммов меда.

Но у пчел нет больше настоящей тяги к собирательной деятельности. На головках осота можно обнаружить главным образом шмелей. Они имеют преимущество перед пчелами благодаря своим более длинным хоботкам, а нектара в цветках этих растений не так уж много, чтобы танцы могли заметно усилить их посещение пчелами. Пчеловоду хочется сказать своим пчелам, что им не следует сидеть дома без дела и стоило бы достать из головок осота то, что там еще есть.

Популярные статьи  Обзор самых вкусных и необычных сортов арбузов

Он сможет сделать это, если будет знать пчелиный язык. Ему достаточно привлечь всего лишь несколько пчел из семей своей пасеки с помощью меда или сахарного сиропа на букет осота и покормить их на его цветках, обрызганных таким сиропом. Вернувшись домой, эти пчелы будут танцевать, и принесенный ими запах сообщит о том, какое растение служит источником взятка. Вскоре их подруги начнут вылетать из улья и искать запах осота. Посещение головок осота увеличится во много раз.

На практике этот прием различным образом изменяли и упрощали. Вместо того чтобы кормить пчел на цветках осота, можно давать им сахарный сироп с ароматом этих цветков в улье. Для этого несколько часов настаивают чистый сахарный сироп на цветках осота. Цветки других растений, которые после погружения в сахарный сироп изменяют свой запах, кладут в кормушку сухими и, налив в нее немного сахарного сиропа, ставят перед летком улья. Таким образом передовые пчеловоды могут без больших усилий получать значительные сборы меда с осота и с других медоносов в такие периоды, когда на соседних пасеках пчелы ничего не собирают.

Нередко требуется направить пчел на определенные растения, чтобы улучшить их опыление и повысить образование семян. Так обстоит дело, например, с получением столь необходимых семян одного из наших важнейших кормовых растений — красного клевера. Опыление его цветков — дело трудное и ненадежное. Пчелам нелегко дотянуться своими короткими хоботками до основания цветочной трубочки, чтобы добыть нектар из этих шмелиных цветков. Там, где на больших площадях выращивают красный клевер, шмелей оказывается недостаточно, чтобы опылить миллионы отдельных цветков, а пчелы не проявляют особой склонности посещать поля этого растения — они охотнее обращаются к более надежным источникам взятка. Лишь в отдельные, редкие годы, когда красный клевер выделяет много нектара, пчелы активнее посещают его, обычно же урожаи семян клевера низки.

Этому горю, однако, легко помочь. На краю клеверного поля ставят ульи с пчелами. Затем описанным выше способом, при помощи сиропа с запахом цветков красного клевера, мобилизуют пчел, добиваясь таким путем большей посещаемости его. Этот прием повышает урожай семян в среднем на 40%

Благодаря надежным урожаям прием «управления летной деятельностью пчел с помощью запаха» (дрессировка) быстро привлек внимание семеноводов*. Применяемый пока лишь в некоторых местностях, он, безусловно, скоро получит широкое распространение в районах интенсивного земледелия

Ведь для того чтобы направить пчел на работу, пользуясь их собственным «языком», не требуется особых усилий, а между тем этот прием помогает пчеловоду наполнять ведра медом и дает большой прирост урожая сельскому хозяйству.



Анализ танца

Позже был предпринят детальный анализ танца. Воспроизводились траектории разных точек тела танцующей пчелы. Сравнение траекторий показало, что они различаются как своей длиной, так и конфигурацией. Отсюда следовал вывод, что движение во время танца не простое, поступательное, но сложное и преимущественно вращательное, и поэтому правильное представление о танце может дать траектория совокупности точек тела танцовщицы, в простейшем случае ее продольная ось.

При сравнении последовательных положений, через которые проходит продольная ось танцовщицы во время восьмерочного и кругового танцев, было обнаружено, что оба танца построены из одних и тех же структурных элементов, но взятых в разной пропорции. В круговом танце преобладает вращательное движение, в восьмерочном — прямолинейный пробег. Их количественное соотношение находится в зависимости от дальности предшествовавшего танцу полета танцовщицы.

С увеличением расстояния до источника корма возрастает длительность прямолинейного пробега, вследствие чего упреждаются фазы вращения. Благодаря полученным доказательствам единого принципа построения восьмерочного и кругового танцев отпадают основания для противопоставления их друг другу, снимается вопрос о причинах использования пчелой медоносной двух языковых систем и устраняется возникавшее противоречие между непрерывностью изменения параметра дальности полета и двояким способом передачи сообщений о значениях этого параметра. Разные сообщения, содержащиеся в круговом и восьмерочном танцах, сформулированы на одном и том же языке.

Размножение и продолжительность жизни

В зависимости от разных внутрисемейных обстоятельств пчелиный рой издаёт непохожие один на другой по тембру и высоте жужжания. Поэтому опытные пчеловоды по звукам улья вполне способны понять о том, что происходит внутри пчелиного домика.

Шум гнезда даёт возможность, к примеру, выяснить, что насекомым внутри него холодно. Он также повествует о других проблемах, ведь каждая каста семьи «поёт» своим голосом.

Когда жители улья собираются роиться, они тоже издают строго определённые звуки. Это происходит тогда, когда члены гнезда приняли решение разделиться на две семьи. При этом одна часть роя улетает со старой опытной маткой. А в недрах прежнего выращивается молодая самка.

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Для развития будущей матки пчёлами строятся особые соты. Эта «королева» семьи появляется из оплодотворённого яйца. А когда оное превращается в личинку, то вскармливается особым молочком. Именно от качества корма зависит: выйдет ли из женского яйца обычная рабочая пчела или матка.

Способности к воспроизводству пчелиной стаи у последней проявляются уже в десятидневном возрасте. Матка пчелы за жизни имеет огромное множество контактов с трутнями. И исчисляются они даже не миллиардами, а цифрой с огромным количеством нулей.

При этом масса яиц, которые за сутки откладывает продолжательница пчелиного рода, часто превышает её собственный живой вес. Но с возрастом матки качество потомства меняется. При этом на третьем году жизни в улье появляется всё больше трутней, а это уже плохо для выживания семьи.

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Рабочие пчёлы существуют на свете обычно не более 40 дней. Но если они появляются в семье ближе к осени, то, включая пассивный зимний период, способны прожить до шести месяцев. Срок существования трутней и того меньше. Однако, матка в этом смысле является рекордсменом. Она способна жить иногда до 4 лет.

Удивительный танец пчёл

Танец пчёл является неотъемлемой частью всей семьи мохнатых насекомых. Заключается он в следующем — особи-разведчицы, обнаружив угодья с большим количеством растений-медоносов, прилетают в улей и сообщают о своей находке при помощи необычных быстрых движений. Насекомые, перемещаясь по улью специальным образом, передают таким способом сообщение о месторасположении источника пропитания, находящегося в нескольких метрах от жилища. Чем медленнее танец, тем дальше от улья расположена еда. Рабочие насекомые повторяют этот танец, тем самым, принимая информацию, переданную им разведчицами, и летят в нужном направлении. Так удивительно отработана у этих необыкновенных созданий система оповещения о местонахождении заветных угодий.

Совершенное творение природы, пчела медовая, вызывает огромное уважение и не передающийся восторг всей своей короткой и деятельной жизнью, самоотдачей и огромным трудолюбием.

Перепончатокрылые составляют один из наиболее многочисленных (свыше 100 тыс. видов) и высокоорганизованных отрядов насекомых. Это лучшие летуны и поэтому у них наиболее сильно дифференцирована мускулатура груди. Для представителей этого отряда характерны две пары прозрачных перепончатых крыльев. Передние крылья всегда больше задних.

К этому отряду относятся пчелы, осы, муравьи, наездники, шмели и др. Многие виды живут большими колониями или семьями (пчелы и др.).

Виляющий танец

Движения во время этого танца напоминают восьмерку и имеют полукруглую форму. Пчела бежит прямо и шевелит брюхом. Близость найденного медоносного растения определяется количеством его попаданий. Чем сильнее насекомое трясет брюшком, тем ближе находится источник пищи. 8 движений в секунду означает, что медонос находится в 6 км от улья. Если пчела совершает 20 движений в секунду, источник пищи находится на расстоянии около километра.

Популярные статьи  Пчелы Бакфаст: описание породы и правила содержания

Пчелы прибегают к танцу виляния, когда на расстоянии медоносные растения. Он определяется количеством не только ударов животом, но и выполняемыми кругами. Если медонос находится примерно в 100 метрах от улья, пчела сделает около 10 кругов за 15 секунд. Если при этом он сделает 7 кругов, то расстояние будет двойным, 4 круга — 1 км, 2 круга — 6 км.

С помощью виляющего танца пчела может не только определить расстояние до медоносного растения, которое она нашла, но и указать направление, в котором она должна лететь. Если насекомое танцует на летке (по горизонтали), то линия в виде восьмерки — это направление на медонос. Между полукругами восьмерки сделано определенное расстояние: оно соответствует углу отклонения полета относительно Солнца.

Как и когда осуществляется виляющий танец пчёл?

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Виляющий танец пчел

виляют своими брюшками

Если говорить о конкретных цифрах, то, например, если за одну секунду пчела вильнула брюшком около восьми раз, то скорее всего медонос находится на расстоянии около 6 километров. Если же взмахи учащаются и доходят до 20 в секунду, то тогда медонос находится заметно ближе, приблизительно на километровом расстоянии. Но важны не только лишь взмахи, но и не непосредственный темп танца. Обычно измеряется всё в количестве кругов, которое насекомое проходит за 15 секунд. Если кругов около 10, то еда примерно в 100 метрах, совсем рядом. При увеличении темпа до 7 кругов за то же время, можно сделать вывод, что пища в два раза дальше, на расстоянии примерно 200 метров. Если 4,5 круга, то расстояние увеличивается до километра, если же кругов всего два, то тогда расстояние может быть вплоть до 6 километров.

Интересно, что на точность оценки пчёлами расстояния влияет ветер. Если он был встречный, то им кажется, что они пролетели больше – и наоборот.

Также танец может продемонстрировать направление, где находится нектар – восьмёрка как бы направляется в нужную сторону. Если пчела танцует просто прямо, то она будет бежать в том направлении, куда нужно двигаться.

Сложность «языка танцев»

Этой системой коммуникации пчелы пользуются в
повседневной совместной работе, и она является достаточно гибкой. Ведь в основе
«языка танцев» лежат врожденные действия особей и приобретенный в результате
обучения опыт. Например, каждой сборщице, прилетевшей в улей с богатой добычей,
инстинктивно известно, как совершать танец, но опытные сборщицы более полно
указывают на источник корма. А чтобы считывать информацию, молодым пчелам
приходится учиться, изучая «азбуку языка танцев», чтобы связывать его тип и
отдельные танцевальные элементы с определенным местом на кормовом участке и
т.п.

Чем глубже исследования, связанные с уникальным языком
пчел, тем более сложным он представляется. Оказывается, расстояние до корма
пчелы способны показывать и уточнять одиннадцатью параметрами танца – его продолжительностью,
темпом, количеством виляний брюшком, длительностью сопровождающих танец
звуковых сигналов. Множество исследований, в том числе и современных с помощью
кино– и видеосъемки, показывают широкие возможности пчел, обеспечивающие
высокую точность указания цели. Если разведчицы при поиске корма вынуждены были
огибать холм, то в танце они указывали прямое направление, а расстояние – с
учетом усилий, затраченных на облет холма. В одной из серий опытов перед ульем
помещали тоннель, а емкость с сиропом ставили либо в конце его, либо за
поворотом под прямым углом. В первом случае пчелы указывали точное расстояние
по прямой. А во втором – направление, указанное разведчиками, соответствовало
гипотенузе угла поворота. Если же тоннель был круглым или V-образным, танцы
пчел были настолько сложными, что расшифровать их не удалось.

Вместе со своей уникальностью язык пчел в то же время
отличается и некоторой ограниченностью. Так, пчелы способны передавать
информацию о наличии корма только в горизонтальной плоскости. В их языке нет
понятия «вверх» — врожденные знания показывают пчелам, что цветы не могут расти
на небесах. Это было установлено опытным путем, когда улей расположили внизу
радиобашни, а корм – наверху. Приманку показали пчелам-разведчицам, но те не смогли
мобилизовать туда сборщиц. Эти ограничения языка танцев пчел свидетельствуют о
его «закрытости», тогда как языки человека являются превосходной открытой
системой.

Сколько живет пчела

Медоносная пчела дикая или домашняя имеет довольно непродолжительный срок жизни: летом он составляет два-три месяца. Если речь идет о зимующей рабочей пчеле, то следует говорить о более длительной продолжительности жизни – от полугода до восьми месяцев. Срок жизни пчелы в целом зависит от «выкладки» ее во время работы.

Рабочие пчелы выполняют большую часть функций в семье и занимаются всеми видами работ, кроме откладки яиц. Широкие масштабы выполняемых пчелами работ – вполне объяснимый факт, ведь организм среднестатистической пчелы природой предрасположен и приспособлен для выполнения работ:

— они имеют отменную способность обоняния, благодаря чему находят и распознают пищу;

— зрение у медоносной пчелы отменное;

— хорошо развитые крылья, с помощью которых вентилируется улей;

— приспособления на ножках, которые они используют для сбора пыльцы;

— жало – средство обороны от вторжения врагов.

Особенностью является наличие у пчел желез, вырабатывающих молочко для кормления личинок.

Способ передать информацию о направлении до медоноса

Направление, по которому нужно лететь за медом, сборщица указывает фигурами в танце. В зависимости от положения 3 точек: солнца, улья и угодья, насекомое выбирает движения, интенсивность виляний и длительность кружения. Точки улей и угодье — постоянные величины, а положение солнца — переменная. В зависимости от угла, образованного перемещением солнца относительно постоянных величин, меняются движения насекомого.

Рисунок 2. Зависимость движений в танце пчелы от положения солнца относительно улья и угодья

Таким образом, танцующая сборщица указывает путь к медоносу именно виляющим пробегом по прямой.  Как видно из рисунка, виляющий пробег не всегда одинаков.

Восьмерки выписываются насекомым разными способами:

  1. Танцовщица двигается вверх головой.  Она ползет по прямой линии, соединяющей полукружия восьмерки. Правый полукруг описывается по часовой стрелке, а левый — против часовой.
  2. Пчела двигается вниз головой. Правый полукруг описывается против часовой стрелки, а левый — по часовой.
  3. Сборщица двигается по горизонтали.

Фигуры танца пчелы меняются в зависимости от изменения позиции солнца на небе.

Следует сказать, что не всякое насекомое, принесшее нектар в улей, танцует. Если взяток богат, то сборщица двигается усерднее и больше пчел вызывает на медонос. Однако, если взяток скудный, то насекомое относит нектар в соты, но не танцует.

На поведение «зазывалы» оказывает влияние ветер. Если он попутный, то пчела танцует так, как будто взяток находится ближе. При встречном ветре — медленнее.

Та же закономерность выявлена при полете сборщицы к медоносу вверх в гору, или вниз.

В 1952 году было сделано удивительное открытие. Оказывается, на поведение насекомых влияет количество запасов нектара и перги в улье. Если их мало, то пчелы вызывают друг друга и на скудные взятки.

Независимо от положения улья (горизонтального и вертикального) закономерности танца не меняются. Только если пчелы вынуждены двигаться спиной вниз в горизонтальном положении улья с летком, повернутым к земле, они начинают путаться. Причина этого — невидимость солнца для пчел.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Пчелы передают информацию друг другу с помощью определенного набора движений, называемых танцем пчел.
  2. Если медонос близко, сборщица сообщает об этом другим круговым танцем.
  3. Виляющий танец исполняется, если взяток далеко от улья. Движения в этом танце зависят от положения солнца. Ориентируясь по нему, насекомые указывают направление к медоносу, виляниями брюшка показывая расстояние до взятка.
Популярные статьи  Болезни и лечение пчёл

Информация о пищевом источнике

Разведчицы, исполняя свой танец, сообщают с его
помощью другим пчелам-сборщицам информацию о месте нахождении корма,
направлении полета к богатому пищевому источнику и другие сведения. Если корм находится
близко, то исполняется круговой танец – пчела двигается по кругу. Если же
расстояние до корма более 100 м, то исполняется виляющий танец. Этот танец
содержит сложную информацию и о расстоянии до корма и о направлении, в котором
следует лететь. При этого расстояние закодировано в виде продолжительности
прямого пробега в танце, сопровождаемом определенным жужжащим звуком. А
направление полета по отношению к Солнцу сообщается с помощью угла между линией
прямого пробега и направлением силы тяжести. Таким образом, разведчица наделена
способностью не только запомнить ориентиры и составить «внутреннюю карту»
полета к пищевому источнику, но еще и кодировать эту информацию, чтобы выразить
ее языком танца и передать своим собратьям. При этом пчела-разведчица выступает
опытным шифровальщиком, имея генетически заложенные коды и способы их
применения. Другие сборщицы внимательно наблюдают за характером ее движений и
переводят для себя «язык танца» в информацию о том, где находится источник. То
есть они ее декодируют с помощью такого же врожденного шифровального механизма.
При этом для целенаправленного движения к корму пчелы–наблюдательницы снова
пересчитывают значение угла танца по отношению к силе тяжести в значении угла
по отношению к Солнцу.

Запах, которым пропиталась «танцовщица», указывает на
то, какие цветы предназначены для посещения. Но если источник пищи, например,
кормушка с сахарным сиропом, не имеет запаха, пчела обязательно пометит его
выделениями пахучей железы, и при танце эта железа выпячивается.

Ученые пришли к заключению, что пчелы могут
использовать статическое электричество как средство связи, как сигнальную
информацию внутри улья. Вероятно, обитатели улья отличают
разведчицу-«танцовщицу от всех прилетающих пчел-сборщиц (хотя все они с запахом
добычи) по более высоким зарядам ее тела. Сборщицы следуют за ней для
наблюдения за «танцем»– рассказом о богатом источнике пищи. Следует отметить,
что искусственно созданное внешнее электрическое поле является существенным
экологическим фактором, негативно влияя на поведение насекомых, нарушая их
комфорт и препятствуя движению. Так, пчелиные семьи в ульях, расположенных под
линиями электропередач (ЛЭП), слабеют и отличаются малой продуктивностью. А
если улей поместить в установку с большим электрическим полем, чем возле ЛЭП,
наблюдается резкое возбуждение пчел, повышение температуры внутри гнезда и
вылет всей семьи. Следовательно, природное электрическое поле помогает живым
существам, а искусственное – приносит им вред.

Пчелиный танец вместо слов

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Пчелы, в отличие от людей, по своей природе не умеют говорить. Но им, как и нам нужно передавать друг другу какую-либо информацию. Поэтому при общении между собой они применяют своего рода “язык жестов”. Для чего им это нужно? Например, когда один из насекомых нашел новое место для сбора большого урожая пыльцы и нектара. Прежде чем начинать собирать все в одиночку, пчела должна сообщить эту новость другим пчелам, чтобы они полетели на это место и собирали все вместе. Такой необычный способ передачи сообщений называется пчелиным танцем.

В данном танце имеется 2 “па”. Если в радиусе ста десяти метров от жилища пчела нашла хороший урожай, она берется летать круговыми движениями. Что же делает насекомое, если такое место находится намного дальше от их жилища? Пчела начинает описывать данную фигуру, которая состоит из двух, объединенных прямой колец. Линия, что соединяет эти круги, изображает путь, по которому нужно лететь другим насекомым. От их танца зависит количество расстояния до пункта назначения. Чем медленнее длиться танец насекомого, значит, тем дольше времени нужно добираться до места назначения.

На удивление, по танцу пчелы могут безошибочно узнать необходимое для них расстояние.

Если пчела танцует быстро, “весело” и оживленно, это означает, что она нашла хороший урожай для сбора пыльцы и приведет с собой много помощниц. Для того, чтобы узнать, какое именно растение нашла пчела, другие насекомые обнюхивают ее. Отсюда следует, что танец пчелы сообщает почти всю информацию о том, как далеко находится урожай и каковы его плоды. “Язык жестов” очень помогает пчелам общаться между собой и понимать друг друга. Невозможно не согласиться с тем, что с каждой минутой ты узнаешь много нового и интересного о жизни полосатых насекомых! 

Функция

Такие танцы мобилизируют сидячих пчел. Некоторые из них в мгновение поднимаются и летят за заводилой. По ее аромату они отыскивают необходимый медонос. Вернувшись домой, они продолжают исполнять балетные па, вовлекая в процесс оставшихся в улье представителей своего вида. Благодаря этому, они собирают только определенный вид нектара, который имеет свой, особый аромат. Если корм не источает никакого аромата, тогда в работу включается ароматическая железа.

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Пчелиный язык очень сложный и многогранный, существует целый набор определенных движений, который может характеризовать выполнение различных действий. Чтоб осознать его, необходимо полностью включиться в основы жизнедеятельности маленьких работников.

Значение при роении

При роении пчелиная коммуникация играет большую роль. Отроившиеся пчелы предпочитают держаться поблизости, но вот разведчицы неустанно ищут место нового жилья. Если они находят подходящее – то показывают остальному рою, куда нужно лететь, где строить новое гнездо. Такие манипуляции происходят без наличия пищи, они более продолжительны по своему времени.

Особенности танцев пчел как способа передачи информации

Вот таким вот образом маленькие любители прекрасного общаются между собой. Это еще один момент, которому стоит поучиться у полосатых жителей улья. Если бы люди могли общаться при помощи искусства, то и агрессии в этом мире было бы значительно меньше!

Общее описание

Внешний вид пчел представлен трехсоставным туловищем: голова, грудь и брюшко. Вся поверхность тела пчел покрыта небольшими волосками, из которых одна часть служит функцией для осязания и связана и с нервной системой. Наиболее чувствительным органом пчел являются усики, которые позволяют им ориентироваться в темноте их ульев. Благодаря наличию подвижной челюсти, пчелы способны выстраивать большие ячейки из воска, а также осуществлять сбор пыльцы с растений и выходить из закрытой ячейки.

Взрослые пчелы достигают размеров от 12 до 15 миллиметров. Их брюшко представлено 6 сегментами, на которых крепятся довольно тонкие и эластичные крылья с прозрачными прожилками. На голове у этих насекомых находится два больших, а на темени располагаются еще три мелких, которые используются для распознавания поляризованного света, благодаря чему они могут ориентироваться по солнцу.

В области задней части брюшка располагается жалящий орган, которые имеет в своем составе две ядовитые железы и острое жало с длиной до двух миллиметров. Форма жала позволяет легко погрузиться в кожу животного или человека. При его попадании, пчела вводит свой яд, а затем погибает.

Смертельным может стать укус порядка пятисот или тысячи пчел. Взрослые особи могут достигать очень высокой скорости, а также удаляться от территории улья до 4 километров.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Особенности танцев пчел как способа передачи информации
Самые лучшие столовые сорта винограда